Советы психолога

Психологические трудности и ошибки при выборе будущей профессии

"Кем быть?" - этот вопрос всегда задают себе молодые люди в возрасте 15 - 17 лет. И бывает, что ответ на него дать не так-то просто. Как сделать, чтобы светлые ожидания в сфере профессионального самоопределения в наше время не обернулись затем горьким разочарованием? Особенно печально, если установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносят и склонности, и реалистические оценки ситуации, и здоровье. Конечно, не следует излишне драматизировать этот момент, так как есть случаи, когда обучение в вузе стало источником формирования глубокого интереса к определенной профессии. Однако, к сожалению, не всегда события развиваются благоприятно. Практика работы с абитуриентами, которые хотели бы получить высшее образование у нас в университете, показывает, что очень часто решение о выборе профессии юноши и девушки принимают случайно. Очень сильны предубеждения в престижности и непрестижности профессий. Буквально каждый второй из обратившихся желает быть или юристом, или экономистом. Конечно, радует то, что молодежь чувствует потребность в подобного рода знаниях, но это не значит, что каждый второй может заниматься этой деятельностью профессионально. К предложению пройти профконсультацию некоторые относятся с опаской, а ведь далеко не все способны оценить свою индивидуальность, а значит не используют заложенный в ней потенциал, чтобы дать ему реализоваться. Каждый человек наряду с известными ему способностями обладает еще и скрытыми возможностями, которым можно и нужно найти успешное применение.

Часто можно слышать такое: "У меня в школе лучше всего идет математика, значит мне надо что-нибудь с компьютером". И не задумывается молодой человек о том, что за каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных видов деятельности и, выбирая профессию, надо об этом помнить. Если вы интересуетесь, например, искусством и хорошо рисуете, и хотите посвятить этому жизнь, то вам следует знать, какие реальные профессии стоят за этим предметом. В нашем университете есть специальности: "Дизайн", где готовят специалистов-дизайнеров по специализациям "Графика и суперграфика", "Дизайн одежды". Выпускники смогут работать в области разработки фирменных стилей тары и упаковки, в области городской рекламы и рекламы промышленно-общественных объектов. Познакомившись с содержанием труда представителей этих профессий, вы, возможно, придете к выводу, что ваша любовь к искусству - всего лишь любительский интерес, совсем не связанный с реальным желанием овладеть профессией.

Порой решение о выборе профессии принимает не сам молодой человек, а мама или папа, бабушка или дедушка. Естественно, что семья для многих юношей и девушек представляется авторитетным, близким по духу, положительно оцениваемым сообществом. Родители могут помочь, а может случиться так, что несколько лучших лет жизни будут потрачены впустую. Безусловно, мы все хотим своим детям добра, искренне желаем дать то, что сами недополучили или что у самих не осуществилось. Еще один пример из практики. Весной девушка была на консультации с мамой, сейчас она - студентка нашего университета. Настояла на консультации девушка, т.к. мама мечтала о том, чтобы дочь обязательно поступила в медицинскую академию. В ходе беседы выяснилось, что когда-то мама сама мечтала стать врачом, но у нее это не получилось. А у девочки другая мечта с детства - стать геологом. Узнав, что у нас есть специальность "Геологическая съемка и поиск месторождений полезных ископаемых", девушка поставила цель поступить и обучаться именно по этой специальности. Пройдя консультирование, она только убедилась в истинности своего выбора, и мы вместе смогли убедить маму, которая сказала: "Как жалко, что в наше время этого не было".

Несколько слов о выборе профессии "за компанию". Такие пары друзей и подружек время от времени заходят к нам и рассказывают примерно так: "Вот с пятого класса вместе учимся, хотим и дальше учиться на одном факультете. Хорошо это или плохо?". Хорошо в том случае, когда, например, у друзей склонности, способности к одной и той же профессии. Плохо, если один из них руководствуется только принципом "за компанию". В этом случае его постигнет разочарование, и после долгих мучений во время учебы и нескольких лет неудач в трудовой деятельности он либо что-то коренным образом изменит в своей жизни, либо "заработает" невроз.

Не следует забывать о том, что ряд профессий может быть противопоказан человеку при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Причем противопоказан не потому, что человек не в состоянии закончить высшее учебное заведение (способности к обучению в данном случае могут быть очень высокими), а потому, что избранная деятельность может усугублять недостатки здоровья.

Разобраться в себе, своих личных особенностях, реально оценить свои возможности - задача сложная.

Не торопитесь с выводами. Помните, что ничего не дается без труда, без волевого усилия, и даже любимая работа требует и терпения, и напряжения, и поиска выхода из сложных, порой непредвиденных ситуаций.

Если появится желание, вы можете всегда обратиться к нам в ОГУ, в отдел профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки молодежи. В отличие от других вузов у нас не проводится "День открытых дверей", наши двери открыты для вас ежедневно с 10:00 до 16:00 часов.

© ОГУ редизайн: ЦИТ ОГУ 2007