Советы психолога

Как выбрать профессию

Выбор профессионально "маршрута" - один из первых самостоятельных шагов молодого человека. Часто считают, что если юноша или девушка долго выбирали и, наконец, выбрали учебное заведение или факультет, то и решили проблему будущей профессии. К сожалению, в школах до сих пор действует старый принцип: "У тебя хорошие оценки по математике и физике. Надо идти в технический вуз". А почему, собственно?

Может быть, ученик был просто внимательным на уроке, добросовестно выполнял задания, но тем не менее он - гуманитарий. "А ты, Лена, плохо училась по физике, для тебя - гуманитарный вуз". Почему? Может быть, Лена на первом уроке физики читала роман, второй пропустила, на третий опоздала, а на четвертом уже ничего не поняла и решила, что физика - не для нее. Ведь физика - не география, где можно пропустить сведения об Индии, выучить все о Канаде, получить пятерки, все зная о Канаде и не знать об Индии. Иметь даже самую интересную и хорошо оплачиваемую работу - далеко не главное в жизни. С уверенностью можно сказать, что если человек доволен своей работой, если она ему нравится, то он счастлив и вне работы. Неподходящая работа ухудшает качество жизни, подавляет энергию, подтачивает веру в себя.

Многие люди не знают, нравится ли им их работа, и даже не задавали себе такого вопроса. Заставить себя задуматься - это первое, что должен сделать молодой человек, выстраивающей план своей карьеры.

Специальность, которая вас привлекает, может и не быть совершенной, иметь свои недостатки и изъяны. Что-то может надоесть, но надо знать, что на это не следует обращать слишком пристального внимания.

Хирург, спасающий жизнь людям, может недолюбливать бухгалтерию. Ученый может любить творческую исследовательскую работу, но негативно относиться к написанию отчетов и составлению рекоммендаций. Егерь может быть в восторге от красот заповедника и ненавидеть тех, кто, выезжая на пикники, оставляет кучи мусора, незатушенные костры и окурки.

У каждой работы есть свои положительные и отрицательные стороны. В работе, которая нравится, гораздо больше позитивных аспектов, чем от негативных.

Проведите такое исследование. Например, ваш любимый предмет - биология. Вы решили стать биологом и поступать на специальность "Биология".

Ответьте на вопросы:

  • Где в нашем городе (области) можно работать по этой специальности?
  • Где бы я хотел (а) работать?

Предположим, вам нравится преподавательская деятельность. Разделите листок бумаги на две колонки: в одну запишите все положительные стороны этой работы, в другую - отрицательные. Если положительных сторон окажется больше, значит вы на верном пути. Учтите, что один и тот же аспект деятельности для одного человека может быть положительным, а для другого отрицательным. Например, одному больше нравится работать с людьми, чем с бумагами, другому - меньше. Одному нравится выполнять административные обязанности, для другого они утомительны. Еще хотелось бы предупредить вас, чтобы вы не боялись ошибаться, работая или обучаясь чему-либо. Учитесь учиться на ошибках - это ключ к успеху. Когда-нибудь или в чем-нибудь мы обязательно терпим неудачу, и именно эти неудачи дают нам бесценную информацию о том, что мы можем делать хорошо, чего не можем и что делать совсем не хотим.

Часто, когда что-то не получается, мы обвиняем в этом кого угодно и что угодно, только не себя. Вспомните только: не тот класс, плохая учительница, никуда не годная программа, дурацкий учебник и т. д.

У психологов есть такое правило: "Хочешь изменить обстоятельства - изменись сам". Так вот, более зрелые молодые люди обвиняют в ошибках себя. Но ведь, возможно, вы просто занимаетесь не тем, что вам надо, или не так. Нельзя преуспеть во всем, но попробовать многое совсем неплохо. Некоторые пробуют учиться и в музыкальной, и в спортивной, и в художественной школе, записываются то в один кружок, то в другой. Жизнь свидетельствует о том, что чем больше человек попробовал, тем правильнее определился с будущей профессией. Если какой-то ключ не подходит к замку, это не значит, что замок плохой, просто нужен другой ключ.

Существуют разные виды таланта и интеллекта.

Круглые пятерки и медаль в средней школе свидетельствуют лишь о том, что вы можете быть отличником в средней школе и не более.

Многие люди, добившиеся успеха в жизни, были посредственными учениками. Возникает вопрос: как же они могли преуспеть? Что, внезапно изменились? Нет, просто нашли то, что им подходит. При неудачах попробуйте не отчаиваться, а спросите себя:

  • Считаю ли я себя неудачником?
  • Считаю ли я, что моя школа полностью подходит мне.
  • Чувствую ли себя в классе в своей тарелке?
  • Какая роль мне отведена в обществе сверстников?
  • Что бы я делал(а), если бы мне разрешили не ходить в школу? А теперь вспомните о своих самых успешных днях за последние два года. Выберите два - три самых удачных дня в вашей жизни. Почему именно они принесли вам радость и удовлетворение?

Ответьте письменно на вопросы анкеты и проанализируйте свои ответы.

  • Можете ли вы охарактеризовать вид работы, выполнение которой давало вам ощущение успеха? Ощущали ли близость с классом в школе? Помогали ли кому-нибудь? Добивались ли устранения несправедливости? И т. д.
  • Вы работали руками? Имели дело с цифрами? Словами? Абстрактными понятиями? С людьми?
  • Вы помогали? Ремонтировали технику? Дрались? Рисковали?
  • Был ли ваш успех простой удачей или результатом длительных усилий?
  • Как вы можете использовать свои прошлые успехи в новой деятельности или выполняя новое задание?

Подумайте, помечтайте. Как вы считаете, какая работа вам могла бы подойти? "Кем быть?" - этот вопрос всегда задают себе молодые люди в возрасте 15-17 лет. И бывает, что ответ на него дать не так-то просто. Порой решение о выборе профессии принимают случайно, часто идя на поводу у родителей, бабушек и дедушек, знакомых и друзей. В результате несколько лучших лет тратятся впустую, не принося удовлетворения, без раскрытия и развития задатков, реализации способностей в творческой деятельности, и лишь затем (иногда слишком поздно) приходит осознание допущенной ошибки.

© ОГУ редизайн: ЦИТ ОГУ 2007