Советы психолога

Системы социализации

Современное состояние развития общества диктует новые требования к ее содержательному наполнению, а именно - создание такой системы социализации, которая была бы направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода и пересмотра существующей теории и практики процесса профессионального самоопределения молодежи.

Можно выделить два главных аспекта по социализации старшеклассников. Первое - это проведение информационно-просветительской работы. Второе - проведение индивидуальных консультаций с абитуриентами, предусматривающих диагностику и, если требуется, коррекции.

Основные задачи наших консультаций:

  • знакомство абитуриентов с миром профессий, со специальностями, по которым можно обучаться в ОГУ, и теми требованиями, которые предъявляют профессии к психологическим особенностям индивида, его склонностям и способностям;
  • активизация стремления к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию;
  • конкретная помощь с опорой на полученные в ходе обследования результаты в подборе наиболее подходящей профессии или области будущей деятельности;
  • подведение к пониманию того, что карьеру следует выстраивать самостоятельно и осознанно, сочетая ближнюю и дальнюю перспективы.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах с учетом всех возрастных этапов развития личности.

Основные усилия педагогов в работе с детьми I-V классов должны быть направлены на развитие их интересов, склонностей и способностей с использованием в этих целях специальных развивающих программ.

Как отмечают И.В. Дубровина и Н.С. Лейтея, особенно неожиданные перемены в интересах могут иметь место у учащихся и шестиклассников, что вызвано существенным подъемом познавательной активности в этом возрасте. Учитывая это, необходимо усилить работу по ознакомлению с миром профессий в этом возрасте. Начиная с VI - VII классов целесообразно проводить работу по профессиональному самоопределению, работая с классом, и, если требуется, индивидуально.

К старшему школьному возрасту должна быть создана база для самоопределения - центрального новообразования раннего юношеского возраста. Самоопределение - понятие многоаспектное, но главный признак этого явления - потребность юноши или девушки осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Опыт работы показывает, что и школам и каждому школьнику будет легче справиться с проблемами, если эта работа будет проходить в системе довузовского образования при высших учебных заведениях.

© ОГУ редизайн: ЦИТ ОГУ 2007